top of page

28.10.2023. Онлайн-беседа «Исповедь диссидента»

  • 28 окт. 2022 г.
  • 5 мин. чтения

К 100-летию выдающегося философа, социолога, писателя Александра Александровича Зиновьева

(29 октября 1922-2006 гг)


«Не бывает преступных эпох. Бывают трагические эпохи, в которые совершается много преступлений». А.А. Зиновьев «Нормальный человек знает, что такое добро и что такое зло, и становится тем, что он есть в нравственном отношении по собственной воле и по собственному желанию. Нельзя стать злодеем по принуждению или по неведению. Если человек – негодяй, он хотел стать таким и приложил к тому усилия. Человек сам несёт полную ответственность за свою нравственность». А.А. Зиновьев


Александр Александрович Зиновьев – русский философ, писатель, учёный – утверждал: «Я диссидентом никогда не был… хотя меня упорно в них зачисляли». Критик глобального капитализма, он всегда оставался патриотом своего Отечества и, в отличие от многих, никогда не клеветал на свою страну.

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву.


В деревенской, и позже – столичной школе Александр выделялся большими способностями. «Я… родился в 1922 году, вырос на идеалах коммунизма. Я не был никогда апологетом того общественного устройства, какое складывалось в России после 1917 года. Но я рос в нём, усваивал его лучшие идеалы, делал из себя человека, которого можно назвать идеальным или психологическим коммунистом. Идеальным коммунистом мы считали тогда человека, живущего и трудящегося во имя интересов коллектива и всей страны, готового жертвовать ради своего народа всем личным, довольствующегося малым, не стремившегося к собственности и карьере и т.д. Я и сейчас придерживаюсь этих принципов. Для меня, например, до сих пор нет ничего ненавистнее собственности, хотя и живу на Западе», – писал А. Зиновьев о себе. («Завтра», 1993, №2).


В 1939 году он с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). С 16 лет был убежденным антисталинистом, участвовал в небольшой студенческой террористической группе, целью которой было убийство Сталина. Группу так и не разоблачили, однако о его выступлениях, критикующих советский режим, в частности, коллективизацию, донесли («…не как антикоммунист, я таковым никогда не был и не являюсь, – а как «настоящий» (романтический) коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»), за что он был подвергнут психиатрической экспертизе и в конечном итоге исключён из комсомола и из МИФЛИ. Одновременно, друзья написали на него другой донос, и Зиновьев был арестован. При переводе с Лубянки в другое место сбежал, был объявлен во всесоюзный розыск, жил по подправленным документам, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, таким образом, сумев избежать преследований.


Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка, был зачислен в авиационную школу, окончил её в 1944 году как лётчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии.

Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в 1945 году в Берлине в звании капитана.


В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, в 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. А. Зиновьев – один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года; туда также входили Б.А. Грушин, М.К. Мамардашвили и Г.П. Щедровицкий; позднее – Московский методологический кружок).

В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод восхождения от абстрактного к конкретному». В 1955 году стал научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где проработал до 1976 года. В 1960 году защитил докторскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность, выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР.


В 1968 году А. Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой логики в МГУ за отказ уволить двух преподавателей, связанных с диссидентами (Юрий Гастев и Виктор Финн), а затем лишён и профессуры. После этого постепенно у него начались проблемы с публикацией научных работ, он стал писать публицистические произведения и пересылать их на Запад. Статьи публиковались в Польше и Чехословакии. Тогда же он много выступал с публичными лекциями на различные темы, а его статьи распространялись в «самиздате».


В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд.

6 августа 1978 года А. Зиновьев был выслан из СССР в ФРГ. С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета. До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы.


При этом Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. «Запад победил в значительной мере благодаря тому, что смог справиться с проблемами управления. СССР справиться не смог. Например, ещё в 1960-е годы в Советском Союзе выдвигались идеи отказаться от внешней экспансии и сосредоточиться на обустройстве своей территории, возводить промышленные предприятия и так далее. Есть наиболее важный социальный закон: единство большой страны имперского типа возможно только при условии превосходства метрополии над окраинами, интегрирующее ядро должно укреплять в первую очередь самое себя. В Советском Союзе поступили наоборот, нарушив фундаментальные законы управления. Западный мир пошёл по пути укрепления собственных метрополий. И добился успеха».

В поздних трудах А.А. Зиновьев крайне негативно оценивал разрушение советской системы, называя Перестройку – Катастройкой и предупреждая, что она приведет к гибели государства и миллионов его граждан. В 1990 году был восстановлен в советском гражданстве. В 1999 году он попал в шорт-лист номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, однако А. Зиновьев жёстко критиковал тогда бомбардировки Сербии; премию получил Гюнтер Грасс. Вдова Зиновьева Ольга отмечала, что происходящее в Югославии подтолкнуло А.А. Зиновьева к возвращению в Россию, что он и сделал в июне 1999 года, мотивируя это тем, что невозможно «находиться в лагере тех, кто уничтожает мой народ и мою страну».

С 1999 по 2006 год А.А. Зиновьев работал профессором кафедры этики философского факультета МГУ, по совместительству – в Институте философии РАН. В 1999 году выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого. В 2001 году получил премию «Человек года – 2001» («За выдающуюся просветительскую деятельность» в номинации «Культура», Русский биографический институт), в 2005 – «Звезду Московского Университета» («За служение Истине»). В 2006 году завершил работу над своей итоговой, суммирующей научные идеи книгой, – научным завещанием новым поколениям российских интеллектуалов – «Фактором понимания» (вышла посмертно).

А.А. Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев, на этом месте был установлен валун.


Произведения А.А. Зиновьева


Зиновьев, А.А. Глобальный человейник [Текст] / А.А. Зиновьев. – М.: Центрполиграф, 2000. – 459 с.

В своей книге Александр Зиновьев продолжает исследование проблем Запада. Это – острая сатира на феномен западнизма. Автор рассматривает эту книгу и как футурологическую повесть об обществе, в котором ценности западного мира торжествуют в глобальных масштабах.




Зиновьев, А.А. Затея [Текст] / А.А. Зиновьев. – М.: Центрполиграф, 2000. – 555 с.

В своей книге писатель продолжает сатирическое описание советского общества, начатое им в романах «Зияющие высоты» и «Светлое будущее». Общественные отношения, образ жизни народа, его нравы, культура и быт в советский период становятся для писателя предметом научного исследования и осмысления. Затея строительства коммунизма, по версии Зиновьева, была задумана советской властью для идеологизации населения. А когда есть глобальная «затея», то под это дело можно смело пить, гулять и развлекаться.

Зиновьев, А.А. Затея [Текст] / А.А. Зиновьев. – М.: Центрполиграф, 2000. – 555 с.

В своей книге писатель продолжает сатирическое описание советского общества, начатое им в романах «Зияющие высоты» и «Светлое будущее». Общественные отношения, образ жизни народа, его нравы, культура и быт в советский период становятся для писателя предметом научного исследования и осмысления. Затея строительства коммунизма, по версии Зиновьева, была задумана советской властью для идеологизации населения. А когда есть глобальная «затея», то под это дело можно смело пить, гулять и развлекаться.




 
 
 

コメント


bottom of page